Во вторник председатель Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин рассказал «Интерфаксу» о первых итогах работы над законопроектом о карах для пьяных за рулем.
Эта работа началась после трагической гибели семерых москвичей под колесами автомобиля, заехавшего на остановку.
На расширенном заседании комитета в конце октября единороссы обозначили общие подходы к поправкам уголовного и административного законодательства. Лидер фракции Андрей Воробьев заявлял тогда, что такое нарушение (вождение в состоянии опьянения), совершенное впервые, будет караться штрафом не менее 100000руб., а неоднократное нарушение повлечет уголовную ответственность, даже если это не привело к жертвам.
Председатель комитета по безопасности Ирина Яровая предложила вводить в статьи УК о совершении ДТП в нетрезвом виде и нижний порог наказания— пять лет лишения свободы. А первый зампред комитета Вячеслав Лысаков настаивал, что в этом случае необходимо все-таки определить окончательно допустимую норму промилле, которая не может быть нулевой чисто физиологически.
Плигин детализировал наработки коллег. «В рабочий вариант законопроекта включена статья, которая устанавливает содержание алкоголя в крови в 0,2 промилле, то есть в том случае, если в крови не больше 0,2 промилле, вопросов о состоянии алкогольного опьянения возникать не должно», — заявил он «Интерфаксу». «Сегодня на заседании рабочей группы она в порядке шутки была названа “статьей Лысакова”, — добавил председатель комитета.
“В качестве основы мы взяли опыт Швеции и Норвегии, где на этот счет самые жесткие законодательные меры и действует „сухой закон“ за рулем. Шведы, например, тоже хотели обнулить, но научное сообщество убедило законодателей в некорректности такого подхода”, — рассказал Лысаков.
Лысаков заверил, что возвращение в КОАП нормы о допустимом размере промилле рассчитано на возможные погрешности при проверке водителя, это решение принято при поддержке фракции “Единая Россия” и профильного комитета (по госстроительству). Впрочем Яровая (комитет по безопасности) заявила во вторник, что по-прежнему настаивает на сохранении “сухого закона”. “Еще раз подчеркну — никаких допусков здесь быть не должно”, — говорит Яровая.
Того же мнения, что Яровая, придерживается главный санитарный врач Геннадий Онищенко. Против отмены “сухого закона” и в правительстве: премьер Дмитрий Медведев, по чьей инициативе это правило было введено, на прошлой неделе заявлял, что он остается при своем мнении, но не исключает, что его могут переубедить. А первый вице-премьер Игорь Шувалов, который на прошлой неделе по итогам совещания у Медведева говорил, что большинство участников — за сохранение нулевого промилле.
За вождение в нетрезвом виде необходимо штрафовать на стоимость среднего автомобиля и лишать прав на срок до 3 лет, заявил тогда же Шувалов. Во вторник Плигин сообщил: в соответствии с законопроектом, “управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, при наличии в его организме абсолютного этилового спирта в концентрации свыше 0,2 грамма на один литр крови или свыше 0,1 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, — влечет наложение административного штрафа в размере 50 000 руб с лишением права управления транспортным средством на срок от трех до пяти лет”. Плигин уточнил, что срок лишения прав может быть еще скорректирован.
За отдельные виды нарушений на дорогах штрафы поднимаются в 10-30 раз. А в случае гибели двух и более человек нарушителю грозит лишение свободы на срок от 8 до 20 лет (в действующем законодательстве максимальный срок — 9 лет).
Законопроект еще дорабатывается и может быть внесен представителями всех фракций в ближайшие день-два.
Адвокат, вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский не согласен с такими предложениями. По его словам, не имеет значения — какова будет допустимая норма промилле, важно другое: инструкция Минздрава о порядке освидетельствования и методики необъективны. И химики и биологи и медики говорят: при парадантозе, сахарном диабете, после 20 капель корвалола у человека могут обнаружить 0,2 промилле и даже больше. В СССР инструкция состояла из 20 пунктов и была объективной: учитывалось состояние кожного покрова, запах изо рта, походка, поза Ромберга, предлагали дотронуться пальцем до краешка носа. В случае сомнения — делались анализы мочи и крови.
Более того, раньше было возможно только медицинское освидетельствование, отмечает Ольшанский, а теперь же разрешено и просто освидетельствование — то есть “право гаишника подсовывать водителям грязную трубочку”. И мало кто из водителей знает, что наказание предусмотрено только за отказ от медицинского освидетельствования, добавляет адвокат. Эта процедура может быть объективной только в стационаре и только совершенная врачом-наркологом.
Не согласен с Ольшанским и со сроками от 8 до 20 лет лишения свободы: чем тогда по санкциям будет отличаться это убийство по неосторожности от умышленного? Одно дело — водитель, умысел которого был направлен на совершение ДТП, но не на убийство, от настоящего убийцы, который планировал, покупал винтовку, сидел на чердаке, — задается вопросом адвокат. И президент, и премьер неоднократно говорили о том, что нужно сократить тюремное население, добавляет он, они же требовали проверять законопроекты на взяткоемкость — а этот вариант очевидно усилит коррупцию. Кроме того, вызовет масштабные протесты населения, ведь сейчас 40 млн частных автомобилей, это значит они есть в семьях у 100 млн россиян. “Не удивлюсь, если после принятия закона фуры перекроют дороги страны”, — предупреждает Ольшанский.